Современный город моторизованный город, в котором с ростом автомобильного парка сложился свой особый быт и свой микроклимат, определяемый соседством человека с автомобилем. Эти отношения значительно усложнились с разрастанием городов, превращением их в обширные районы.
Тревога по этому поводу появилась у специалистов уже в начале 60-х годов, когда начали бурно развиваться городские зоны, «созвездия городов», получившие у нас названия агломераций. «Города выходят из своих границ» так называлась книга П. Селфа, изданная в Москве в 1962 г.
К тому времени Московская агломерация уже не вмещалась в административные рамки своей области, разрастались Харьковская и Донецкая агломерации. Урбанизация страны потребовала корректировки: ограничения роста наиболее крупных городов и создания благоприятной городской среды во всех городах.
Противники городов-гигантов всегда приводили один довод: в таких городах невозможно так организовать городское пространство, чтобы удачно решить прежде всего транспортную проблему. Это подтверждает в наши дни критическое состояние городского транспорта в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Париже, Риме и Лос-Анджелесе. Запруженные легковыми автомобилями «гиганты» не могут обеспечить потребность горожан в транспорте.
Пассажирам, прибывшим в аэропорт на своем транспорте, так и жителям, и гостям должны быть созданы комфортные условия для пребывания и отдыха. Поэтому, поблизости от аэропортов разных городов нужны охраняемые стоянки и парковки с постоянным наличием свободных мест, размещающие более тысячи автомобилей. Во внуковском районе работает платная парковка Внуково, где можно оставить под охраной автомашину на любой период, от нескольких дней до многих месяцев. Спустила шина или сел аккумулятор? Не вопрос, здесь Вам помогут зарядить, накачать и поставить. Также упакуют Ваш багаж и привезут его в аэропорт.
Автомобиль диктует городу и градостроительные решения. Он требует места для езды, для стоянок и парковки, гаражей, транспортных развязок, тоннелей и мостов, пешеходных переходов в зоне интенсивного движения. Недаром приходится сегодня создавать в историческом центре зоны без транспорта, отделять зелеными насаждениями детские учреждения от потока несущихся автомобилей, решать проблемы снижения загазованности.
Однако и город не может сегодня без автомобиля. Утро города начинается с работы автомобилей, которые приводят в порядок его улицы, развозят хлеб, продовольственные и промышленные товары, мебель, строительные материалы и конструкции. В потоке фургонов, цистерн, панелевозов, самосвалов и рефрижераторов, мусоровозов, мчащихся, чтобы обслужить город, давайте выделим три автомобиля первой необходимости пожарный, «скорая помощь», такси.
К специальным относятся также милицейские и аварийные автомобили, принадлежащие службам «ЧП». Они имеют самые краткие номера телефонных вызовов: 01, 02, 03, 04. В отличие от всего остального специального транспорта эти автомобили нужны везде, не только в городе. Однако именно здесь они работают с особым напряжением, представляют целую городскую службу, а не единичные экземпляры.
Присмотримся к ним. Кто сегодня за рулем пожарного, санитарного автомобиля или такси? У этих людей одинаковы только водительские права, а работа разная. Пожарный шофер мчится на пожар, и ему, как и «скорой помощи», помогают пройти по городским улицам сирена и проблесковый сигнал.
Но у водителя пожарного автомобиля нелегкая работа и на пожаре. От него зависит работа гидромеханической лестницы и подача пены, воды ведь он везет на автомобиле средства пожаротушения и, не участвуя непосредственно в тушении пожара, обеспечивает своим товарищам и необходимое давление в насосах, и бесперебойную подачу воды, и удобство работы, стараясь и подъехать поближе, и в то же время сохранить от огня автомобиль.
Сложна роль пожарного шофера. Когда все налажено, он стоит рядом с дверцей кабины, наблюдая, готовый прийти на помощь. А это значит сесть за руль, передислоцироваться, не помешав работе боевого звена.