Деградировал и эволюционировал одновременно

Фактически два года прошло с момента начала российской специальной военной операции на Украине. За это время отечественный рынок в целом и его автомобильный сегмент в частности одновременно деградировал и эволюционировал. После массового бегства из России именитых автобрендов и коллапса, связанного с недостатком машин и комплектующих, открылись бескрайние горизонты для новых возможностей.

Российский авторынок после начала СВО кардинально изменился

По большому счету ничего страшного в автопродажах не произошло. Если, конечно, не считать повышения стоимости машин, обслуживания и деталей. Впрочем, у нас никогда ничего не дешевело. Разве что увеличилась скорость удорожания, что не сильно отразилось на объеме продаж. Рынок сначала рухнул, а потом медленно, но верно вновь пошел вверх.

Те, кто привык эксплуатировать модели европейских, японских и корейских марок, и дальше продолжают успешно это делать. Обходными путями завозятся и запчасти, и сами автомобили. В лидерах продаж по-прежнему изделия отечественной LADA, а вслед за ними, как и раньше, наиболее доступные иномарки.

Хотя в сравнении с досанкционным периодом россияне стали отдавать предпочтение не седанам вроде Kia Rio и Hyundai Solaris, а кроссоверам, пусть и китайским. Что касается цифр, то с января по декабрь 2021 года дилеры пристроили более 1 666 000 автомобилей, а по итогам 2023-го продажи чуть-чуть не дотянули до 1 130 000 единиц. При этом по сравнению с 2022-м, когда только-только началась всемирная заварушка, рынок вырос почти на 40%. Накося-выкуси, США и все, кто пляшет под их дудку!

Говоря о моделях, наиболее востребованных у российских покупателей, после LADA Granta и Niva идет кроссовер Haval Jolion, показавший трехкратное увеличение продаж, а это почти 60 000 единиц за весь 2023 год. Для сравнения: двумя годами ранее корейская Hyundai Creta, ставшая бестселлером SUV среди иномарок, нашла всего на 10 000 новых владельцев больше. А бывший король сегмента — французский Renault Duster — удостоился признания немногим больше 40 000 потребителей.

По итогам минувшего года также выросли объемы реализации кроссовера Chery Tiggo 7 Pro, включая версию Pro Max, что в абсолютных цифрах — более 52 000 машин. Невероятно «стрельнула» Omoda — марка, о которой до СВО мы даже и не слышали. Ее первопроходец в лице паркетника С5 обаял свыше 35 000 россиян. Примерно столько же сердец завоевал Geely Coolray, а это уровень продаж японской Toyota RAV4, которая в 2021 году не смогла попасть даже в топ-10.

В нынешней «десятке» самых-самых и дальше сплошь одни «китайцы». Причем даже не все из них официально продаются в России. Яркий пример — Lixiang, который без рекламы и продвижения, без официального представительства и гарантии ворвался в «топы». А все потому, что банально дешевле всяких там заокеанских Tesla и европейских «премиалов». .

И никакая магия Toyota да манящий блеск трехлучевой звезды Mercedes-Benz больше не в трендах! Вот и называйте трансформацию российского рынка как хотите. Но ясно одно: горевать по канувшим в Лету брендам мы не стали, недостатка расходников не заметили, выпуск собственных машин не остановили. Скажем больше: мы даже наладили совершенно новые производства, причем и компонентов, и автомобилей. И останавливаться не собираемся!..