Исполком организации назовет критерии (не)допуска
28 марта исполком Международного олимпийского комитета вновь вернется к судьбам российских спортсменов. Быть им или не быть в мировом спорте, а если быть, то – как и где? Президент Томас Бах, запустивший год назад волну отстранения, теперь постоянно говорит, словив озарение: Олимпийские игры должны остаться нейтральными. Но слова на хлеб не намажешь. А МОК не примет правильное для нас решение.
Именно к исполкому неслись на прошлой неделе слова Томаса Баха из разных мест. Президент, лично создавший «дилемму» с отстранением, напоминал, что исполком МОК 25 января выступил за возвращение российских и белорусских спортсменов в нейтральном статусе. А он сам против политического влияния на спорт и того, «чтобы с русскими спортсменами обращались как с носителями коллективной вины». Говорил, что принципы МОК ясны: всякая активная поддержка военных действий, в том числе демонстрация символа Z на одежде, в соцсетях и многое другое, запрещены.
Еще – что Олимпийские игры должны выступать объединяющей силой. Но решение по отбору наших спортсменов к Играм – за федерациями. И критерии допуска по результатам консультаций с членами МОК, национальными олимпийскими комитетами, международными федерациями и представителями спортсменов МОК сформулирует на ближайшем исполкоме – с 28 по 30 марта.
Эти критерии, затаившись, ждут многие федерации. Пока лишь две рискнули отменить отстранение без указания. Первой это сделала Международная ассоциация бокса (IBA), ее ситуация отлична от других федераций, есть конфликт с МОК, который отказывает организации в признании. Второй – Международная федерация фехтования (FIE). Жизнь себе эти федерации, конечно, усложнили: чемпионатам мира по боксу объявили бойкот с десяток национальных федераций, у фехтовальщиков последовали отказы нескольких стран от проведения отборочных турниров.
Остальные федерации – на скамейке ожидания: что придумает МОК? И, набрав в рот воды, следят за продолжающимся непопаданием наших спортсменов на европейские чемпионаты – отборочные старты на чемпионаты мира, позарез нужные ступеньки к Олимпийским играм. Через полторы недели, например, стартует чемпионат Европы по спортивной гимнастике. Россия в жеребьевке не участвовала. Наши команды – олимпийские чемпионы. И после непопадания на чемпионат Европы надежды отбора связаны теперь с чемпионатом Азии (он состоится в июне).
На днях состоялась жеребьевка чемпионата Европы по спортивной гимнастике (с 11 по 16 апреля в Турции). Команды России и Белоруссии в ней не участвовали, а значит – лишились возможности выступить на турнире. Чемпионат Европы – это отборочный старт на осенний чемпионат мира в бельгийском Антверпене. В личном многоборье попадают 23 лучших спортсмена (как у мужчин, так и у женщин).
В 2022 году на чемпионате мира, к которому наши спортсмены не были допущены, получили путевки на Олимпийские игры мужские команды Китая, Японии и Великобритании, женские команды США, Великобритании и Канады. По итогам же чемпионата мира в Бельгии будут названы еще девять участников командных турниров.
После непопадания на чемпионат Европы надежды отбора на чемпионат мира связаны теперь у гимнастов с чемпионатом Азии (он состоится в июне). Правда, и туда надо еще попасть.
Обнадеживает, что форум спортсменов Олимпийского совета Азии (OCA), который прошел 18–19 марта в Бангкоке, выступил за возвращение российских и белорусских спортсменов на международные соревнования, включая Азиатские игры. Но уже традиционно есть условия: отсутствие чиновников РФ и Белоруссии на соревнованиях, нейтральный статус спортсменов (без флага или национальной символики), справедливость по отношению к азиатским спортсменам на любом этапе отбора. Азия не против участия спортсменов России в своих турнирах, но тоже ждет критерии.
А только что World Athletics вернула спустя два олимпийских цикла права нашей легкой атлетике. И – вновь запретила России выходить на международные старты. Президент WA, он же – член МОК Себастьян Коэ, уже стоит буквально насмерть: отбор к Играм легкоатлеты России пройти не могут, их участие в квалификационных соревнованиях в период отстранения со стороны Всемирной легкоатлетической ассоциации невозможно.
Более того, Коэ уверен, что, говоря ранее об отстранении спортсменов России до тех пор, пока «Россия не уйдет из Украины», высказывался «инстинктивно». Но с созданием в WA новой рабочей группы условия, «при которых мы сможем вернуть в соревнования россиян и белорусов, будут четко сформулированы». То есть – МОК может сказать через исполком: новые рекомендации – выступают все! А World Athletics будет все равно: пойдет за своей рабочей группой и ее дорожной картой.
Как отреагировал МОК? «Принял к сведению». И вновь подчеркнул: «участие в парижской Олимпиаде на данный момент не является частью дискуссии».
Томас Бах уверяет, что МОК, будучи глобальной организацией, несет ответственность за права человека и Олимпийскую хартию. И «обе составляющие не допускают тотальной изоляции людей с определенным паспортом». Президент МОК умеет изящно складывать слова. Сказать так, чтобы было красиво, но безобидно: «мы должны быть политически нейтральными, но не аполитичными».
Исполком МОК еще 25 января выступил за возвращение российских и белорусских спортсменов на международные соревнования. Да, в нейтральном статусе и предложив не допускать спортсменов, активно поддерживавших события на Украине. Теперь итоги консультаций по статусу россиян и белорусов и критерии допуска МОК подведет во вторник.
Увы, исполком МОК, как бы ни хотел разрешить созданную им же «дилемму» (о которой так печалится не первый месяц Томас Бах, вдруг обратив внимание на права человека), не примет правильное решение. Потому что для нас оно – допуск спортсменов России везде и всюду, безо всяких условий, с нашим гимном и флагом. Но, вдалбливая идею нейтрального статуса для России на протяжении долгого времени, такую гранату МОК под себя не подложит. Тем более что даже этот статус для возвращения России – красная тряпка для стран из недружественного лагеря.