Ждать кузовные детали приходится более 3 месяцев
В России наблюдаются проблемы с запчастями для иномарок — причем не только брендов из недружественных стран, но и китайских. В частности, бампера, крылья и другие кузовные элементы от «китайцев» их российские владельцы, попавшие в ДТП, ждут месяцами. Это связано не только с провалами в логистике, но и с идеологией производителей, утверждают автоэксперты. Какие компоненты автомобилей сейчас надо особенно беречь и можно ли заменить чем-то дефицит, выяснял «МК».
Казалось бы, проблем с запчастями для «китайцев» быть не должно: в большинстве своем это свежие, еще гарантийные автомобили, приобретенные после разворота отечественного авторынка на восток в 2022 году. И действительно, по тем позициям, что необходимы для регулярного техобслуживания, проблем нет: в трех опрошенных «МК» дилерских центрах, специализирующихся по китайским брендам, сообщили, что все запчасти для ТО официально проданных автомобилей у них в наличии.
Совсем другое дело — ремонт после ДТП: здесь требуется совершенно другая номенклатура деталей, и вот с ними-то, похоже, не все гладко. В феврале российские соцсети обошли жалобы владельцев новеньких «китайцев», которые после аварий по четыре-пять месяцев не могут отремонтировать автомобиль из-за отсутствия запчастей. В частности, по словам одной из жертв этой проблемы, с лета дилеры не могут раздобыть усилитель заднего крыла, бампер и еще несколько подобных компонентов, часто страдающих даже при мелких ДТП. В том, что не все подобные запчасти есть в наличии, признались и в Союзе автосервисов России — там журналистам назвали приблизительные сроки ожидания компонентов в 1-3 месяца.
— У этой проблемы сразу несколько причин, — пояснил «МК» специалист по подержанным автомобилям Алексей Островский. — Первая: логистика. Представительства многих китайских марок в России не держат собственные склады запчастей-расходников для восстановления после ДТП, это лишние расходы, а отрасль сейчас к ним очень чувствительна. Поэтому по некоторым маркам почти все позиции приходится заказывать из Китая. А это довольно долгая железнодорожная или морская доставка, причем автокомпоненты не идут в числе приоритетных грузов — на этом тоже экономят. Так и набегает огромный срок доставки.
Второй фактор, влияющий на дефицит запчастей — другая, по сравнению с европейскими и японскими производителями, идеология брендов. «Китайские марки — идеологически самые современные, — поясняет Островский. — Они не связаны традициями, поэтому можно понять, за каким подходом будущее. Ремонтопригодность и уж тем более ремонтопригодность за разумные деньги — не входит в их приоритеты, грубо говоря, машины «одноразовые». Поэтому там, где европейские производители выпускают и продают в запчасти один элемент — например, усилитель крыла или наружную панель двери, китайские предлагают приобрести крыло или дверь только в сборе. Мелочевка, которую достаточно было бы поменять, просто не продается. И на разборках этого нет, потому что по китайским маркам, особенно современным, еще толком нет разборок».
По словам автоэксперта, эта грань проблемы особенно важна именно при ремонтах после ДТП: здесь в дело вступают страховые компании, которые ни в случае ОСАГО, ни в случае КАСКО не готовы платить за замену крупного узла в сборе — стоимость которого составляет часто несколько сот тысяч рублей. Альтернативы приходится ждать много месяцев с неясным исходом — ну, или можно плюнуть и отремонтировать автомобиль за свои деньги.
— Приходится помнить, что китайские машины это хоть и дружественные, а все-таки иномарки, и к ним относятся все логистические и курсовые проблемы, связанные с этим, — резюмирует Островский.
Для покупателя безопаснее приобретать китайский автомобиль, произведенный в России (к этой же категории де-факто относятся «нашемарки» с китайскими корнями). По крайней мере, к поставкам запчастей на наших предприятиях относятся более традиционно, по российским нормативам, советует эксперт. Что касается «китайских китайцев», стоит поинтересоваться, сколько лет фирма присутствует на российском рынке: новые бренды (включая дочерние марки известных производителей) могут отличаться нестабильностью с поставками запчастей.
К тому же вполне возможно, что после года-двух на российском рынке бренд решит прекратить продажи: «не взлетело», бывает. А покупателям в таком случае сидеть без запчастей…
— Это сугубо неофициально, но по многим позициям ходовой и двигателей китайские автомобили до сих пор практически унифицированы с теми японскими или европейскими моделями, которые легли в основу их платформ, — говорит Алексей Островский. — Сайлент-блоки, детали тормозной системы, в некоторых случаях даже компоненты двигателей — подходят от старых «японцев», от каких — надо знать историю моделей.
А вот все, связанное с кузовными элементами и салоном — у быстро меняющихся «китайцев» сугубо свое. Это-то и нужно беречь в первую очередь. Потому что даже мелкое ДТП может оказаться причиной многомесячного простоя.