Компании Старого Света еле-еле обеспечивают себя литием, кобальтом и никелем
Европа «сильно отстает» в гонке за сырьем, используемым для производства аккумуляторов для электромобилей. Европейские автопроизводители обеспечили себя менее чем шестой частью основного сырья, которое им понадобится к 2030 году для производства аккумуляторов для электромобилей, согласно анализу, который подчеркивает ожидаемую борьбу за ресурсы для экологически чистых технологий.
Автопроизводители заключили контракты на поставку 16% лития, кобальта и никеля, необходимых для достижения целевых показателей продаж электромобилей к 2030 году, согласно публичным данным, проанализированным базирующейся в Брюсселе группой кампании Transport & Environment (T&E).
Как пишет The Guardian, исследователи обнаружили, что два крупнейших в мире производителя электромобилей, Tesla в США и китайская BYD, значительно опередили многих своих европейских конкурентов в обеспечении доступа к ключевому сырью.
Аккумуляторы, используемые в устройствах, начиная от мобильных телефонов и заканчивая автомобилями, изготавливаются из точно контролируемых комбинаций металлов. Во всем мире ведется борьба за то, чтобы найти достаточное количество лития, самого легкого металла, но кобальт и никель также важны для многих аккумуляторов.
Анализ показал, что автопроизводители раскрыли соглашения, которые будут охватывать только 14% лития, 17% никеля и 10% кобальта, необходимых для достижения их целей на 2030 год. ЕС и Великобритания запретят продажу новых автомобилей, работающих на ископаемом топливе, в 2035 году.
Джулия Полисканова, старший директор по транспортным средствам и мобильности в T&E, отмечает: “Существует явное несоответствие между целями автопроизводителей в области электромобилей и их стратегиями в области добычи полезных ископаемых. Tesla и BYD намного опережают большинство европейских игроков, которые только сейчас осознают необходимость обеспечения безопасности металлов для аккумуляторных батарей”.
По информации T&E, Mercedes-Benz, BMW и Hyundai/Kia оказались теми автопроизводителями с крупными европейскими производствами, которые больше всего отставали от конкурентов.
Некоторые автопроизводители могут заключать секретные соглашения с горнодобывающими или перерабатывающими компаниями о поставках достаточного количества полезных ископаемых, в то время как некоторые ищут способы сократить или вовсе отказаться от использования дорогостоящих кобальта и никеля. Тем не менее масштаб дефицита, подробно описанный в публично обнародованных контрактах, предполагает, что автопроизводителям придется бороться за достижение своих целей в области электротехники.
Анализ совпадает с прогнозами аналитической компании Benchmark Mineral Intelligence о том, что спрос на некоторые ключевые материалы значительно превысит предложение в ближайшее десятилетие.
Benchmark прогнозирует, что спрос на литий увеличится в четыре раза к 2030 году, поскольку Китай, Европа, а затем и США быстро откажутся от бензина и дизельного топлива. Однако, по прогнозам компании, в 2030 году дефицит лития составит 390 000 тонн по сравнению с мировым производством в 2,7 млн тонн. В нем также прогнозируется дефицит кобальта и никеля – часть того, что в нем описывается как “большой дефицит сырья”, который может ограничить темпы перехода от бензиновых и дизельных автомобилей.
Каспар Роулз (Caspar Rawles), директор по обработке данных Benchmark, сказал: “В средне- и даже долгосрочной перспективе литий, вероятно, станет ограничивающим фактором для масштабирования аккумуляторной промышленности”.
По словам Роулза, крупным горнодобывающим проектам обычно требуется не менее пяти лет, чтобы начать массовое производство материала, и до семи лет, если требуется сбор средств. Это означает, что инвестиционные решения необходимо будет принимать в течение следующего года или двух, чтобы увеличить поставки к 2030 году, констатирует The Guardian.
Полисканова утверждает, что именно стратегии цепочки поставок “ускорят или прервут переход на электромобили в Европе и сделают некоторые компании устаревшими”. Однако она добавила, что европейские производители опередили конкурентов из Китая и США в “очистке цепочек поставок”. Ранее было установлено, что некоторые поставщики полезных ископаемых использовали детский труд, эксплуатировали низкооплачиваемых работников или использовали методы, наносящие ущерб окружающей среде.