Поигравший в Испании и Португалии футболист обсудил с «МК» предстоящие матчи 1/8 финала
Перед заключительными матчами 1/8 финала логично было позвонить человеку, игравшему и в Португалии, и в Испании. Кому если не Александру Мостовому?
— В среду последние матчи в 1/8 финала чемпионата мира закрывают Испания и Португалия. В первой вы снискали славу русского «царя», а во второй лишь начинали зарубежную карьеру. Португальское начало какой-то след в вашей судьбе оставило?
— Конечно же. Это был непростой период, когда разваливался Союз. Кто мог уезжал искать счастья в западных клубах. Поэтому именно в Португалии у меня начал меняться менталитет, появляться иное мировоззрение. Впервые понял, что такое профессионализм, как можно играть в футбол и при этом устраивать личную жизнь.
— У нынешнего поколения португальцев с этим уж точно проблем нет. Многое могут позволить за пределами поля, но потом все матчи проводят с позиции силы. Играют по принципу: пока мяч у нас, нам не забьют.
— По составу и качеству футболистов они просто обязаны так играть, и не только они. Я вообще не понимаю футболистов, способных вести игру, но при этом отдающих поперек или вообще выбивающих абы куда. Одно дело, если не умеешь; а если дано, так пользуйся этим.
— Роналду недоволен тем, что его меняют во вторых таймах. Может дойти до серьезного конфликта, как у бельгийцев, где, как выяснилось, партнерам не понравилось интервью де Брейне?
— Я всецело на стороне Роналду — и в этой ситуации, и в манчестерской, с его интервью. Почему ты его меняешь, если он реально лучший на поле? Естественно, он недоволен. Футболисты все решают, а тренеры только потом лавры себе вешают? Знаю, что команда на его стороне.
— Ох, как жив в вас еще игрок! А говорят, после карьеры нужно в первую очередь убить в себе футболиста…
— Я был, есть и останусь. А те, кто не играл в футбол вовсе, но пришли тренировать… они кого должны в себе убить? Дантиста? Вот пусть и убивают.
— Швейцария мне совсем никак. Окопается?
— Не думаю. Они показали с сербами, что могут и вперед играть, и в середине, и сзади у них порядок. Это вам не Польша и не Австралия.
— В чем их шанс против Роналду и Кº?
— Не пропустить быстро, а дальше выстроить игру как в предыдущем матче. Вот все кричали: Сербия, Сербия! И где она со своей россыпью талантов? Дома. А Швейцария еще покусается. Там футболисты тоже очень приличные.
— Испания быстро прошла путь от 7:0 с Коста-Рикой до 1:2 с Японией. Это что, разные команды?
— Одна и та же. На прошедшем чемпионате Европы я ждал их в финале, но Италия оказалась сильнее. И тогда уже появился некий скепсис. Нынче он лишь окреп. Мне абсолютно непонятны замены Луиса Энрике, который убирает лучших, а иных оставляет на поле.
— Например?
— Педри все играет поперек и назад. Вот из-за таких, как он, 82 процента владения полем с Японией превращаются в 1:2 на табло. Германия тоже вполне могла их наказывать. Но люди-то есть, тот же Педри умеет играть в другой футбол. Этого не понимаю.
— В отличие от португальского, бразильского и французского коллег Луис Энрике состав на проходной матч с японцами практически не менял. Думаете почему?
— Вот и я об этом. Зачем ставить одних и тех же, чтобы просто катать мяч? Я так и в 50 лет могу. Сане показал им, как надо играть: бежать, забирать мяч, душить! А испанцы при любом прикосновении отскакивают на три корпуса. Хорошо еще, Мората живой, выручает их пока.
— Что-то вы и впрямь совсем скептически к их молодежи относитесь. На стороне ветеранов всецело?
— Я на стороне футбола. Нельзя из 10 передач 9 отдавать поперек и назад. Нужно обострять. Им теперь не только у немцев, но и у японцев неплохо бы поучиться.
— Кирьяков сказал, что не стоит Энрике заниматься стримами и отвлекаться от главного. Вы как к ноу-хау испанского «селексьенадора» относитесь?
— Нормально отношусь. При всем том, что сказал, уважаю Энрике и как игрока, и как тренера. Он заслужил возможность делать свой выбор. Не болтовней, когда все по книжкам, а реальными делами.
— Заслужил, наверное, и право выбора своей дальнейшей судьбы. А то буквально сейчас появилась информация о его уходе из сборной после окончания чемпионата мира.
— Очень неожиданная новость. Надеюсь, это его решение.
— Марокко, наверное, главный скрытый фаворит. Мощная, согласитесь, банда?
— Не сказал бы. Смотря с кем сравнивать. США и Канаду многие тоже превозносили.
— Четыре фаворита чудесным образом проиграли заключительные матчи группы. Но если поражения Бразилии и Франции на турнирный расклад никак не повлияли, то испанцы и португальцы своим отношением все изменили кардинальным образом. Прощает футбол такие шалости или нет?
— Я еще перед последним туром предупреждал, что будут неожиданные потери.
— Вы сказали в случае с испанцами, мол, думайте сами. Это прозрачный намек?
— Я не видел какого-то злого умысла в их проигрыше, но подсознательно они себя берегли.
— Что об этом говорили в Испании, ведь наверняка у вас там много друзей осталось?
— Недовольны были, но никто с игрой в поддавки это не связывал. Получил много сообщений — все были собственно о футболе, а не об интригах.