Целый год потратил британский фотограф Саймон Робертс (Simon Roberts), исследуя российские необъятные просторы. Дело было в 2004-2005 году, а результатом работы стал нашумевший проект «Родина» (Motherland). В нем автор чередовал фотографии из путешествий и высказывания политических и культурных деятелей, пытаясь таким образом сконструировать образ России.
С тех пор Саймон продолжает выстраивать свой собственный визуальный язык, в основе которого лежит противоречие между малыми объектами и всеобъемлющей природой. Еще одним удивительным, но менее известным проектом автора является серия «Полярные Ночи» (Polyarnye Nochi). Все фотографии серии были сняты на Кольском полуострове в период с декабря по январь, когда регион буквально погружен в темноту 24 часа в сутки. За счет того, что солнце практически не появляется из-за горизонта, возникают удивительной красоты световые эффекты, напрямую отсылающие нас к названию проекта.
Уникальный зимний ландшафт по праву заслуживает называться главным героем проекта, в то время как люди остаются лишь вспомогательными персонажами на фоне природных масштабов.
«Будто бы муравьи, неизвестные и такие маленькие на фоне сооружений, блеклые силуэты на моих фотографиях подчеркивают меланхоличную красоту их окружающей среды».
В течение периода полнейшей темноты север России вынужден выживать. Экстремальные погодные условия делали процесс съемки максимально трудным. Из-за этого Саймон отказался от дорогого оборудования, предпочтя ему пленочную среднеформатную камеру. Саму пленку при этом фотограф укреплял бумагой, чтобы избежать поломки хрупкого материала при холодной температуре.
«Использование цифровой камеры было бы непрактичным решением в условиях ужасного холода. К тому же при температуре ниже –25 градусов батареи садятся слишком быстро. Работа при таком морозе очень сложная, но и бодрящая одновременно».
«В большинстве случаев я проводил на улице не более 30 минут, поскольку далее ты просто перестаешь чувствовать ноги и руки. Довольно-таки сложно при этом работать со штативом или менять пленку в камере!»
«Насыщенные синие оттенки сильно удивили меня, когда я спустя пару месяцев проявил пленку в Москве. Я решил и дальше работать с таким цветовым эффектом, что отразилось на всей серии».
Вдохновение для проекта Саймон находил в русской культуре. Больше всех ему по душе пришлись наши режиссеры — Тарковский, Хлебников и Звягинцев, а также писатель Николай Гоголь, чьи «Мертвые души» поразили британца.