Налоговые льготы проверят на эффективность. Как это будут делать

Налоговые льготы проверят на эффективность. Как это будут делать

© Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Минфин предложил составить список “налоговых расходов” государства, чтобы оценить их эффективность. Если власти сочтут ее низкой, то, возможно, перечень доступных россиянам льгот ждет изменение. Проект соответствующего постановления до 21 августа находится на общественном обсуждении.

?
Что такое налоговые расходы государства?

Это выпадающие доходы бюджета из-за льгот и преференций по налогам, сборам и таможенным платежам, которые предусмотрены в качестве мер господдержки для бизнеса, социально незащищенных граждан и других категорий населения.  

То есть, по сути, налоговые расходы — это объем всех тех льгот, которые государство предоставляет россиянам.

?
Почему власти хотят составить список этих расходов?

По сути, налоговые расходы не являются расходами в чистом виде — государство не тратит деньги напрямую. Но получает меньше доход, чем могло, если бы не предоставляло льготы. В Минфине отмечают, что как раз из-за такого косвенного характера трат за ними и нет прямого контроля. А это мешает прогнозированию доходов российского бюджета.

Кроме того, из-за отсутствия отдельного учета такого вида расходов нельзя точно оценить влияние государства на экономику. Ведь чем больше предоставляется налоговых льгот, тем фактически больше государственное вмешательство. Но так как их не учитывают отдельно, то они отражаются просто как сокращение доходов, что в свою очередь можно интерпретировать, наоборот, как снижение роли государства в экономике, отмечают в Минфине. 

?
Сколько вообще государство "тратит" налоговых расходов?

По данным Минфина, в 2017 году налоговые расходы составили 2,37 трлн рублей, а в 2018 году достигнут 3,1 трлн рублей. Как прогнозирует ведомство, в период 2019–2021 годов показатель будет только расти — до 3,36 трлн рублей.  

При этом большинство таких расходов — почти 85%, или 1,97 трлн рублей в 2017 году, — приходятся на статью "Национальная экономика". В ней учитываются льготные программы в топливно-энергетическом комплексе, в транспортной сфере, в сфере добычи полезных ископаемых, связи, сельском хозяйстве и других областях национальной экономики. Затем идут льготы в сфере образования, социальной политики, здравоохранения и других.

?
Как Минфин собирается считать?

Ведомство предложило для начала разработать перечень и создать реестр налоговых расходов, который ежегодно будет публиковаться на его сайте.  

Кураторами налоговых расходов по разным госпрограммам станут ведомства, ответственные за их выполнение. После создания перечень будет согласовываться с Минэкономразвития и ответственными министерствами.

И наконец, когда реестр будет сформирован, кураторы расходов должны будут оценить их эффективность и целесообразность.

?
А как они будут оценивать эффективность?

Эффективность льготы будет оцениваться по двум основным критериям:

• целесообразность;

• результативность предоставления льготы. 

В свою очередь, целесообразна ли льгота, определят по:

• соответствии целям и задачам госпрограмм;

• востребованности льготы.

Результативность оценят на основании влияния на реализацию соответствующей госпрограммы.

Кроме того, власти сравнят эффективность применения льгот с субсидиями, госгарантиями и другими механизмами финансовой помощи налогоплательщикам.

?
Что это значит для меня?

Если какая-то льгота по итогам оценки не будет соответствовать критериям эффективности, ее должны будут либо скорректировать, либо вовсе отменить.

Поэтому для россиян, пользующихся какими-либо налоговыми льготами или преференциями, отмена привилегий может стать неприятным сюрпризом. С другой стороны, власти могут, наоборот, способствовать повышению эффективности льготы.

?
Когда ждать изменений?

Постановление должно вступить в силу с 1 января 2019 года. А до 1 июля 2019 года правительственные ведомства должны будут разработать методику оценки налоговых расходов. 

 

Источник: tass.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

15 − десять =