Вселенский патриархат снял анафему с глав двух украинских церквей

Синод Константинопольского патриархата снял анафему с Филарета и Макария, предстоятелей Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной церкви. Это первый шаг к созданию независимой церкви Украины

Вселенский патриархат снял анафему с глав двух украинских церквей

Патриарх Филарет

(Фото: Стрингер / РИА Новости)

Синод Константинопольского патриархата длился три дня. В четверг синод постановил: подтвердить уже принятое решение Вселенского патриархата о предоставления автокефалии украинской церкви, а также принять прошения Филарета (Денисенко) и Макария (Милетича) и их последователей, которые считают себя находящимися в схизме (расколе) по не догматическим причинам, говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата. Таким образом патриархат снял анафему с глав двух неканонических церквей, действующих на Украине: с патриарха Филарета, возглавляющего Украинскую православную церковь Киевского патриархата и митрополита Макария, стоящего во главе ​Украинской автокефальной православной церкви, сообщил ТАСС со ссылкой на заявление синода. В течение дня греческий сайт orthodoxia.info также сообщал, что на синоде принять решение предоставить обеим церквям статуса каноничных.

Филарет и Макарий сами обратились к вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о признании церквей.

Анафему на Филарета (Денисенко) наложила Русская православная церковь, после этого ни одна из поместных православных церквей, в том числе Вселенский патриархат не имела евхаристического и молитвенного общения с ним и возглавляемым им Киевским патриархатом. Решение об анафеме датировано 2008 годом. До 1991 года Филарет был предстоятелем Украинской православной церкви (Московского патриархата), но после того как он выступил за предоставление ей автокефалии был смещен с должности предстоятеля. Макарий перешел из РПЦ в УАПЦ в 1993 году.

Снятие анафемы и признание церквей каноничными дает основание для предоставления единой украинской церкви автокефалии. Для того, чтобы получить томос, сначала на Украине должны объединиться несколько церквей, говорил Варфоломей в интервью «Эху Москвы». В качестве потенциальных участников новой церкви он видел возглавляемую им Украинскую православную церковь Киевского патриархата, УАПЦ и часть Московского патриархата. «Сначала будет объединение, а потом вручение этой церкви томоса об автокефалии», — описывал механизм Филарет.

Снятие анафемы с Филарета — это свидетельство раскола, так как Константинополь фактически стал игнорировать решения, которые принимает архиерейский собор РПЦ, считает религиовед Роман Лункин. Эксперт прогнозирует, что после такого решения РПЦ воплотит угрозы о прекращении евхаристического общения с Константинополем. Константинополь решил форсировать процесс предоставления автокефалии Украинской церкви, говорит Лункин. «Он создает и легитимизирует те элементы, которые должны войти в единую поместную церковь на Украине, — говорит он. — Теперь, с точки зрения Константинополя, на предстоящий собор поместной церкви соберутся легитимные представители (а избранному главе собора и будет дарован томос — РБК), тогда как с позиции Москвы это будет неизвестно кто».

Авторы:
Полина Химшиашвили, Александр Атасунцев.

Источник: rbc.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

4 × 5 =