Morgan Stanley оценил шансы Сбербанка на трансформацию Рунета

Morgan Stanley оценил шансы Сбербанка на трансформацию Рунета

Что уже приобрел Сбербанк для экосистемы

Сбербанк начал активно строить экосистему, в которую входят нефинансовые и финансовые сервисы, с 2017 года. За этот период он потратил на ее развитие $1 млрд, что составляет 3% чистой прибыли, сообщил первый зампред Сбербанка Лев Хасис.

В 2013 году Сбербанк приобрел три четверти компании «Яндекс.Деньги» за 60 млрд руб.
В 2018 году Сбербанк и «Яндекс» закрыли сделку по созданию совместного предприятия на базе сервиса «Яндекс.Маркет», в рамках которой банк выделил интернет-компании 30 млрд руб.
В апреле 2019 года Сбербанк приобрел у «Газпрома» 51% акций в группе компаний ЦРТ (Центр речевых технологий), которая занимается разработкой систем распознавания лиц и голосов.
В июне 2019 года было объявлено о создании совместного предприятия с Mail.ru Group. Стоимость проекта оценивается более чем в 100 млрд руб. Сбербанк внес в СП 35% доли в FoodPlex и около 38 млрд руб., Mail.ru Group — сервис доставки еды Delivery Club, долю в сервисе такси «Ситимобил» и 7,7 млрд руб.
В конце августа Сбербанк объявил о закрытии сделки по покупке 46,5% Rambler Group, которые могли обойтись в 9–11 млрд руб. Банк стал совладельцем интернет-изданий Lenta.Ru, Gazeta.Ru, Championat.com, информационного агентства RamblerNewsService, порталов Rambler, Afisha.ru, блог-платформы Livejournal.com, а также онлайн-кинотеатра Okko.

Во сколько обойдется трансформация

«Мы считаем, что вклад Сбербанка может трансформировать российский интернет-сектор, так как он становится все более гибридным (работает в онлайне и офлайне)», — говорится в обзоре Morgan Stanley. Но ресурсы Сбербанка не гарантируют успех, считают аналитики: «Например, партнерские отношения между компаниями, работающими в разных секторах с разными культурами, могут осложняться». Сбербанк проводит политику, при которой его партнеры одновременно сотрудничают и конкурируют, но она может стать менее эффективной в условиях роста интернет-компаний. Основным владельцем нефинансовых предприятий из-за угрозы санкций банк становиться не будет, полагают аналитики. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Значительные инвестиции в компании нефинансового сектора позволят Сбербанку продвинуться в процессе создания экосистемы, считает руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максим Налютин. По его мнению, в краткосрочной перспективе это позволит увеличить доход от своих непосредственных нефинансовых активов, в долгосрочной — более эффективно обслуживать клиентов во всех сферах деятельности экосистемы, сокращая затраты на маркетинг и привлечение клиентов.

Стратегия Сбербанка действительно предполагает рост вложений в нефинансовые активы, напоминает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков: это ответ на изменение в предпочтениях потребителей, снижение маржинальности традиционного банковского бизнеса, усиление регулятивных требований и стратегии глобальных корпораций. Впрочем, по словам Волкова, инвестиции вряд ли превысят 100 млрд руб. в 2020–2021 годах. «Отчасти это связано с тем, что на первых этапах объекты, которые выбраны для вложений, просто не способны «переварить» большой объем инвестиций, так как их чрезмерно быстрое масштабирование приводит к росту операционных рисков и снижению качества работы», — заключил эксперт.

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Автор:
Евгения Чернышова

Источник: rbc.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

семнадцать − три =