Советник главы РЖД решил создать крупного железнодорожного оператора

Источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что идея объединения активов ВЭБ и «Трансфин-М» обсуждается около года, но конкретных договоренностей стороны пока не достигли. «Есть определенное понимание, в какой конфигурации возможен этот союз, но в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры параметры могут быть пересмотрены еще ни один раз», — добавил собеседник РБК.

Новое руководство «ВЭБ.РФ» во главе с Игорем Шуваловым недовольно управлением лизинговой «дочкой», писали «Ведомости»: у компании значительно сократился портфель контрактов, в 2015-2017 годах она получала убытки. Для повышения управляемости и оптимизации операционных расходов «ВЭБ.РФ» решило объединить лизинговый бизнес с самой госкорпорацией.

Источник в одном из железнодорожных операторов сообщил РБК, что объединение активов «ВЭБ-Лизинга» и «Трансфин-М» является частью схемы по созданию крупнейшего оператора инновационных вагонов с повышенной нагрузкой на ось в 25 т, что позволило бы максимизировать скидки на порожний пробег для них. Сейчас РЖД предоставляет скидки на порожний пробег инновационных вагонов, что делает их использование на 11–27% дешевле обычных. Бизнес-модель новой компании также предполагает последующий прогон объединенного парка через электронную торговую площадку (ЭТП), добавляет он: эти вагоны можно будет взять в аренду только через ЭТП. Эту площадку контролируют РЖД (51%) и компания «Интэллекс» (49%), конечные собственники которой неизвестны. По данным по СПАРК, ее бенефициаром является Султан Аббасов, о других активах которого неизвестно.

Какие есть препятствия для нового игрока

Эту сделку еще должна одобрить Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Сделка по приобретению «Трансфин-М» не одобрена ФАС в заявленном формате в связи с изучением возможного влияния приобретателя на координацию ценовой политики нескольких крупных операторов вагонов, — сказал РБК представитель службы. «Не только усиление влияния, но и сам факт присутствия менеджмента РЖД (Тайчера, который является советником главы РЖД — РБК) на этом рынке вызывает вопросы, особенно в условиях снижения погрузки на сети», — подчеркнул он. Погрузка на сети РЖД в июне 2019 года снизилась на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 101,6 млн т. А операторы с июня начали снижать ставки на полувагоны.

По словам представителя ФАС, «схема участия» «ВЭБ.РФ» в объединенной компании-операторе будет изучена при поступлении ходатайства: «Пока не ясно, кто финансирует сделку, кто несет риски падения цен и в чем положительные эффекты для экономики несет участие в этом государственного института развития».

Недавно ФАС отклонила заявку Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) на покупку еще одного железнодорожного оператора Brunswick Rail Ильи Беляева, оцениваемого почти в 30 млрд руб. Тогда ведомство порекомендовало тратить бюджетные средства на закупку новых вагонов.

Бывший директор ФГК

Алексей Тайчер в декабре 2018 года покинул пост главы Федеральной грузовой компании, стал курировать логистический блок в ранге советника генерального директора РЖД Олега Белозерова. В феврале 2019 года он вошел в совет «ТрансФин-М» в качестве заместителя председателя. Тайчер также входит в советы директоров «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) и «Трансконтейнера».

Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Авторы:
Светлана Бурмистрова, Мария Кокорева

Источник: rbc.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

4 + один =