Превратности климата. Станет ли Севморпуть новым Суэцким каналом

Превратности климата. Станет ли Севморпуть новым Суэцким каналом
Фото Льва Федосеева / ТАСС

Арктика и Северный морской путь — это зона высоких рисков и неопределенности с дорогим входным билетом, что сдерживает интерес инвесторов

Из-за глобального потепления «Северный морской путь», который проходит по большей части вдоль берегов России, может стать «новым Суэцким каналом», что позволит сократить расходы на транзит из Европы в Азию и Америку, утверждается в статье The Washington Post.

Поводом для статьи послужило объявление о пробном запуске по «Севморпути» первого контейнеровоза логистической компании Maersk в конце августа.

Вместе с тем у «Севморпути» присутствует ряд недостатков: незаселенность территории и слабое развитие инфраструктуры, что в случае аварии повлечет за собой катастрофические последствия для судов, отвечает WP.

Несмотря на то что климат меняется, происходит глобальное потепление, год на год не приходится — таяния льда могут сменяться достаточно суровым похолоданием и говорить об устойчивом тренде пока невозможно, отмечает руководитель Дальневосточной практики КПМГ Ольга Сурикова.

В первую очередь сам «Северный морской путь» должен быть готов к климатическим изменениям — он требует инфраструктуры чрезвычайно высокого уровня. Во-первых, несмотря на то, что путь короче Суэцкого канала на 30-40%, требуется ледовое сопровождение, особенно в зимний период времени. «Для того чтобы использование пути было экономически рентабельным для бизнеса, он должен быть доступным круглогодично — сейчас мы сталкиваемся с отсутствием необходимого ледокольного флота, — отмечает Сурикова. — Во-вторых, суда, курсирующие по «Севморпути», арктического класса, тяжелые, на большие расстояния их эксплуатация оказывается невыгодной, а необходимых перевалочных мощностей пока нет».

Арктика и Севморпуть — это зона высоких рисков и неопределенности с дорогим входным билетом, что сдерживает интерес инвесторов. Делать ставку только на то, что климат меняется, преждевременно. Нет никакой гарантии, что в меняющихся климатических условиях судоходство будет проще, например в разы возрастает риск штормов. Сегодня с трудом можно предположить, что СМП сможет стать альтернативой Суэцкому каналу. Пока что количество транзитных судов, осуществляющих перевозку по СМП за год, проходит через Суэцкий канал менее чем за сутки, заключает Сурикова.

Все ожидают, что с происходящими изменениями климата будет все больше открываться «Северный морской путь», считает директор WWF в России Игорь Честин, и это, безусловно, дает новые возможности для судоходства и имеет прямое отношение к смягчению изменений климата, потому что новый маршрут будет короче действующего примерно на 30% при перевозках из Азии в Европу. Конечно, любое сокращение транспортных издержек идет на пользу и экономике, и климату: «Поэтому в целом мы считаем, что при появлении таких возможностей надо использовать «Северный морской путь», чтобы снижать выброс парниковых газов, образующихся в ходе сжигания топлива при морских перевозках. Таяние мерзлоты — это явление и открытие океана — тоже природное явление, и при такого рода явлениях все-таки надо смотреть на все возможные последствия. Washington Post утверждает, что сразу всем будет хорошо и все сэкономят, выиграют и заработают. Но это не совсем так».

По словам Честина, главная опасность, которая возникает при изменении климата, — это увеличение количества штормов, которое несет за собой целый ряд последствий — с одной стороны, с другой — разрушение берегов и сопутствующей береговой инфраструктуры, о чем, в общем-то, сейчас говорят мало: «Вот два, наверное, главных риска, которые касаются промышленного освоения Арктики и использования СМП. Но и помимо этого есть проблемы, которые нас волнуют, в их числе — изменение конфигурации побережий, которое влечет за собой сокращение популяции морских млекопитающих.

Источник: forbes.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

три × один =